Начиная с 14-месячного возраста дети способны правильно
оценивать смысл и мотивацию чужих поступков, отличая случайные действия
от целенаправленных; при этом они учитывают обстоятельства, в которых
находится человек, за которым они наблюдают. Американские этологи
показали, что сходными способностями обладают и обезьяны, причем
не только человекообразные. По-видимому, умение неформально
анализировать чужое поведение развилось у приматов не позднее чем
40 миллионов лет назад, когда разделились эволюционные линии обезьян
Старого и Нового Света. В 2002 году были опубликованы
результаты изящных экспериментов, показавших, что уже в возрасте
14 месяцев дети способны критически анализировать чужое поведение и
отличать осмысленные, целенаправленные поступки от случайных или
вынужденных. Экспериментатор на глазах у детей включал лампочку,
нажимая на кнопку головой, хотя мог сделать это руками. Дети копировали
это действие: когда им предоставлялась такая возможность, они тоже
нажимали на кнопку головой — очевидно, полагая, что у этого способа
нажатия на кнопку есть какие-то важные преимущества, раз взрослый
человек так поступает. Однако если у экспериментатора, когда он нажимал
головой на кнопку, были чем-то заняты руки, то дети не копировали слепо
его действия, а нажимали на кнопку рукой. Очевидно, они понимали, что
взрослый воспользовался головой лишь потому, что руки у него были
заняты. Следовательно, малыши не просто подражают взрослым, а
анализируют их поведение, учитывая при этом всю ситуацию. Для такого анализа нужно обладать тем, что в англоязычной литературе
называют «theory of mind» («теория разума»), то есть пониманием того,
что другое существо тоже что-то соображает, что его поступки преследуют
определенную цель и обусловлены некими рациональными мотивами.
Традиционно считалось, что такое понимание присуще только человеку. Американские этологи провели эксперименты с тремя видами обезьян — тамарином, макаком резусом и шимпанзе —
чтобы проверить, нет ли у этих обезьян такой же способности к
неформальному анализу чужих поступков, какая была выявлена
у 14-месячных детей. В первой серии экспериментов животных приучали,
что они должны выбрать из двух непрозрачных стаканчиков тот, в котором
лежит конфета. Сначала угощение клали в один из стаканчиков на глазах
у обезьяны, придвигали к ней оба стаканчика и смотрели, какой она
выберет. Если она брала пустой стаканчик, то конфеты не получала. Это
была предварительная часть эксперимента, точнее подготовка
к эксперименту. Когда обезьяны усваивали правила игры (они это понимали очень
быстро, практически сразу), ученые приступали к основной части опыта.
Обезьяне показывали два стаканчика, потом закрывали их загородкой и
делали вид, что кладут в один из стаканчиков конфету, но обезьяна не
могла видеть, в какой из двух. Потом загородку убирали, и
экспериментатор совершал одно из двух действий: «случайное» либо
«целенаправленное». В первом случае он прикасался к одному из
стаканчиков тыльной стороной ладони, а потом убирал руку. Во втором
случае он брал один из стаканчиков пальцами, не поднимая его, а потом
точно так же убирал руку (подробнее с методикой можно ознакомиться в дополнительных материалах
к статье; там же есть и видеоролики, показывающие, как проводились
эксперименты). После этого оба стаканчика пододвигали к обезьяне и
смотрели, какой она выберет. Выяснилось, что все три вида обезьян четко отличают «случайный» жест
экспериментатора от «целенаправленного». В первом случае они с равной
вероятностью брали любой из двух стаканчиков. Очевидно, прикосновение
тыльной стороной ладони ими интерпретировалось как ничего не значащее.
Во втором случае они брали тот стаканчик, который экспериментатор
хватал пальцами, в три раза чаще второго (то есть примерно
в 75% случаев). Этот жест, видимо, воспринимался обезьянами либо как
попытка взять стаканчик, либо как указание, подсказка, адресованная
лично им — но во всяком случае, как целенаправленный и осмысленный
поступок. Таким образом, обезьяны отличают в чужом поведении случайные
действия от целенаправленных. Но оставался открытым вопрос: как они это
делают? Может быть, они интерпретируют чужое поведение чисто
поверхностно, формально: например, акт хватания всегда считается
«важным», а прикосновение тыльной стороной ладони — «неважным». В этом
случае наблюдаемый результат мог быть достигнут и без «теории разума».
Чтобы это проверить, была поставлена вторая серия экспериментов. Здесь всё было устроено в общем так же, но экспериментатор
прикасался к стаканчику не ладонью, а локтем. Авторы отмечают, что
ни один из исследованных видов обезьян никогда не пользуется локтями,
чтобы на что-то указывать или тем более что-то брать; поэтому для
правильной интерпретации такого жеста одними формальными методами не
обойтись — нужно пошевелить мозгами. В этой серии экспериментов также
применялось два вида действия: «целенаправленное» и «случайное».
В первом случае у экспериментатора руки были заняты. Обезьяна должна
была сообразить, что человек потому и пользуется локтем, что у него
заняты руки, и жест должен что-то значить. Во втором случае руки
экспериментатора были свободны. Обезьяне нужно было понять, что если бы
человек хотел взять стаканчик или указать на него, то сделал бы это
рукой — ведь она свободна, и поэтому весь жест можно интерпретировать
как случайное, бессмысленное действие. Все три вида обезьян правильно разобрались в ситуации: если руки
у человека были свободны, они брали любой из стаканчиков наугад, если
заняты — выбирали тот, на который человек им указал локтем. Авторы сделали вывод, что все исследованные обезьяны способны
анализировать чужие поступки, в том числе нестандартные, с учетом
конкретной ситуации и справляются с этим не хуже четырнадцатимесячных
детей. Без «теории разума», по мнению исследователей, тут не обойтись. Поскольку обезьяны Нового Света, к которым относится тамарин,
отделились от обезьян Старого Света 40 млн лет назад, авторы заключают,
что способность понимать мотивы чужих поступков появилась у приматов
уже очень давно. Это умение, несомненно, развилось в связи
с общественным образом жизни: очень трудно выжить в тесном коллективе,
если не понимаешь мотивацию поведения соплеменников. Источник: Justin N. Wood, David D. Glynn, Brenda C. Phillips, Marc D. Hauser. The Perception of Rational, Goal-Directed Action in Nonhuman Primates // Science. 2007. V. 317. P. 1402–1405.
|