Ученые из разных стран мира роль продолжают исследовать влияние компьютерных игр, телевизионных передач и других аудиовизуальных источников информации на формирование и развитие умственных способностей у детей.
Вряд ли кто-то возьмется отрицать тот факт, что современные дети большую часть времени пребывают в среде, насыщенной наглядной информацией, тем самым существенно отличаясь от представителей предыдущих поколений.
Разумеется, современные технологии напрямую влияют на интеллектуальное развитие детей, и во многом определяют тот набор способностей и навыков, которыми будет обладать ребенок или подросток в последующие годы. Такого мнения придерживается и Патриция Гринфилд (Patricia Greenfield) из UCLA, потратившая немало времени на тщательный анализ исследований в указанной области. Впрочем, опытный психолог Гринфилд уверена, что консерваторам от образования не стоит бить тревогу и пересаживать школьников от компьютерных дисплеев за книги.
В своей работе Гринфилд сделала акцент на значении так называемого «неформального образования», то есть способностей, приобретаемых естественным путем. К примеру, исследователь отметила, что при частом использовании обучающих DVD-дисков и телевизионных программ дети быстрее приобретают способности к обработке визуальных данных и активно используют эти навыки в процессе обучения. Позже школьники, привыкшие получать информацию в ускоренном темпе, с легкостью справляются с одновременным решением нескольких задач.
К сожалению, у данной «монеты» есть и обратная сторона. Пропуская через свою голову большие потоки информации, подростки постепенно разучиваются концентрироваться на главном, а также утрачивают способности к самостоятельному анализу и осмыслению полученных сведений. Предельная доступность информации также имеет отрицательные стороны. Группа студентов, которым во время лекций было разрешено «подсматривать» значения различных терминов и концепций в Интернете, справились с финальным тестом хуже своих однокашников, которые воспринимали лекцию на слух и задавали вопросы преподавателю.
В итоговой части исследования Патриция Гринфилд не претендует на оригинальность и выступает за сбалансированный подход, в котором найдется место как инновационным, так и проверенным временем способам обучения, пишет arstechnica.com. |