Женщины-преподаватели математики передают ученицам свой страх перед предметом.
Годовое
исследование ученых из Университета Чикаго, проведенное в 17 классах
начальной школы, показало, что успеваемость мальчиков в математике не
была связана с отношением их учителей к предмету, а вот девочки в
значительной степени зависели от него. Учительницы, у которых
математика вызывает чувство неуверенности, развивают в школьницах
убежденность в том, что девочки менее способны к математике, чем
мальчики, пишет EurekAlert.
"Наличие
такой учительницы может вызвать в девочках уверенность в том, что они
не так хороши в математике, и сильно повлиять на их успеваемость", – предупреждает профессор психологии Университета Чикаго Сиан Бейлок.
Более
90% учителей начальной школы в США – женщины, и, согласно
образовательным стандартам, они могут получить сертификат
преподавателя, имея минимальную математическую подготовку.
Неуверенность в предмете, которая передается ученицам, имеет достаточно
серьезные последствия, утверждают специалисты. Она может подорвать
успеваемость и по всем остальным научным и техническим дисциплинам,
которые, так или иначе, зависят от математической подготовки.
Для
того, чтобы определить степень воздействия на учеников тревоги, которую
вызывает этот предмет у преподавателей, группа исследователей оценила
уровень обеспокоенности учителей и успеваемость в классах в начале и
конце учебного года, с учетом пола преподавателя. Кроме того,
исследователи проанализировали подверженность детей гендерным
стереотипам в этом вопросе, рассказав историю о двух школьниках с
хорошими способностями к математике и к чтению, и попросив нарисовать
обоих. В начале года успеваемость детей не зависела от точки
зрения учительниц, однако к концу года большая часть девочек переняла
уверенность в том, что "мальчики более способны к математике, а девочки
лучше читают". По шкале успеваемости они находились ниже, чем те, кто
не разделял эту точку зрения.
Психологи утверждают, что в
начальной школе дети крайне подвержены влиянию взрослых, и это особенно
выражено для взрослых того же пола.
Решением этой проблемы,
считают авторы исследования, была бы усиленная подготовка
преподавателей в области математики, которая лишила бы их
обеспокоенности и неуверенности в себе. |